Концессии в России: в новый 2017 год с новыми возможностями

С 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях», который вносит важные изменения в процесс подготовки, структурирования и реализации проектов, реализуемых по модели заключения концессионного соглашения. Основная часть изменений в закон связана с реализацией проектов в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), но также ряд нововведений относится к общей практике реализации концессионных проектов. ООО «Инвестиционное Бюро «ФИНИСТ» настоящим освещает ключевые изменения законодательства и предварительные оценки их влияния на практику подготовки и реализации концессионных проектов в России.

 

В отношении объектов ЖКХ с 1 января 2017 г.:

 

1) Обязательно участие субъекта РФ (как третьей стороны) в муниципальных концессиях, если полномочия по тарифному регулированию в соответствующих отраслях не переданы муниципалитетам. В обязанности субъекта РФ при этом входит установление тарифов, утверждение инвестиционных программ, возмещение недополученных доходов концессионера.ИБ «ФИНИСТ»: эта существенная поправка позволит реализовывать капиталоемкие проекты в том числе в некрупных муниципальных образованиях «со слабым бюджетом», которые при действующем законодательстве не могли претендовать на частное финансирование из-за нежелания инвесторов и банков принимать на себя «муниципальные риски».

 

2) Допускается передача концессионеру не поставленных на кадастровый учет или не зарегистрированных объектов недвижимого имущества, таких как тепловые и водопроводные сети, при соблюдении ряда ограничений. При этом концессионер будет обязан обеспечить регистрацию права собственности концедента на незарегистрированное имущество в течение года с момента заключения соглашения.ИБ «ФИНИСТ»: не секрет, что огромный объем имущества в сфере ЖКХ не был зарегистрирован муниципальными образованиями до настоящего времени, а средства для проведения необходимых мероприятий по регистрации в муниципальном бюджете зачастую отсутствуют. Данный механизм позволит официально включать эти мероприятия в периметр концессии и переносить соответствующие расходы на концессионера.

 

3) Определен порядок определения предельного уровня концессионной платы. Так, допускается учет в концессионной плате части долговых обязательств учреждений, имущество которых передается в концессию.ИБ «ФИНИСТ»: очень важное нововведение, позволяющее передавать в концессию ЖКХ объекты, которые в настоящее время эксплуатируются неэффективными муниципальными предприятиями, находящимися в предбанкротном состоянии и обремененные долговыми обязательствами. Как показывает практика, денег в муниципальных бюджетах на погашение долгов МУПов обычно нет, при этом заинтересованные инвесторы, понимающие как увеличить эффективность оказания услуг ЖКХ, зачастую готовы погашать образовавшуюся задолженность за свой счет.

 

Еще одним нововведением является возможность переноса сроков реализации инвестиционных обязательств концессионера по решению Правительства РФ при ухудшении экономической конъюнктуры.

 

Также устанавливаются ограничения в отношении иностранных юридических лиц. Такие организации могут быть стороной концессионного соглашения только в том случае, если они имеют аккредитованный филиал на территории Российской Федерации.

 

Кроме изменений в отношении объектов ЖКХ, с 2017 г. также действует ряд общих изменений по подготовке и реализации концессионных проектов:

 

1) Введена возможность установления обязательств концессионера по возмещению расходов концедента на организацию конкурса, что может являться толчком для более качественной проработки проекта на этапе подготовки конкурса.

 

2) Федеральные органы исполнительной власти наделяются полномочиями по осуществлению мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений.

 

3) Вводится явная возможность заключения концессионного соглашения без конкурса по решению Правительства Российской Федерации.

 

По нашему мнению, изменения Федерального Закона «О концессионных соглашениях», вступающие в силу с 01 января 2017 года, учитывают сложившиеся особенности практики его применения, а также те трудности, с которыми приходится сталкиваться на различных этапах подготовки концессионных проектов. Применение данных правок соответствует текущему запросу рынка и будет способствовать повышению привлекательности и эффективности концессионных проектов как для государства, так и для частных инвесторов.

 

// ИБ «ФИНИСТ» //